Основное меню

Андрей Паньковский: до конца года может появиться ГОСТ на классические автомобили

На заседании Совета по спорту Российской автомобильной федерации утвержден календарь Кубка РАФ по ретро-ралли на 2019 год. Запланировано пять этапов: открытие пройдет в Санкт-Петербурге, а финал состоится в Великом Новгороде. В этом году впервые один из этапов принимает Екатеринбург. Какие еще сюрпризы приготовили организаторы, а также как идет работа полегализации классических автомобилей и популяризации ретро-ралли, рассказал председатель Комитета классических автомобилей Андрей Паньковский. 

Список регионов, где пройдут этапы Кубка РАФ в этом году, изменился. В новом календаре нет уже привычных Ярославля и Тулы. С чем это связано?

Когда мы задумались о проведении Кубка РАФ, то мы определили, что главным критерием наших мероприятий является высокий спортивный, культурный и организационный уровень. Людей, которые могут обеспечить этот уровень – единицы. Проводить в сезон более пяти этапов на самом высоком уровне невозможно. Это первое.

Второе. Мы ставим для себя амбициозную задачу перерасти из Кубка в Чемпионат России по ралли 3 категории на классических автомобилях. Министерство Спорта предъявляет множество требований, среди которых и расширение географии соревнований. Поэтому мы добрались до Урала. Там культура ретро-движения давно и активно развивается. В рамках подготовки к этому этапу мы посетили музей, который построила УГМК (Уральская горно-металлургическая компания). Это крупнейшая коллекция ретро-транспорта в России – более 160 автомобилей и столько же мотоциклов и велосипедов. Почти 130 лет истории автотранспорта в стране и мире. Собраны настоящие шедевры. И занимаются этим люди, которые фанатично преданы этой идее. Обойти это было невозможно.

Один из этапов пройдет в Москве, хотя, наверное, сложно назвать нашу столицу новичком в проведении ретро-гонок…

Да, мы возвращаемся в Москву. В прошлом году полноценного этапа здесь не было. Из-за ограничений, связанных с проведением Чемпионата Мира по футболу, мы провели кандидатский этап.

В Москве большое количество и участников, и коллекционеров. Мы не можем не думать о них. Большинство наших спортсменов чрезвычайно загружены на своих рабочих местах. Вырвать несколько дней из плотного графика удается далеко не всем. К тому же возникает множество организационных вопросов – доставка автомобиля, перелеты, отели, да и выпадать из активной спортивной жизни не хотелось бы. Поэтому Москва была и есть в числе наших приоритетов.

Три остальных города остаются. Это соревнования в Калуге 17 августа, которые традиционно приурочены к фестивалю «Автострада». Губернатор Анатолий Артамонов уже заверил нас в полной поддержке. Ралли «Ленинград» традиционно является официальным соревнованием Петербургского международного экономического форума. Это очень престижно. Но, думаю, участникам куда интереснее другое, ведь это ралли обещает немало сюрпризов. Так как соревнования выпадают на белые ночи, это 7-8 июня, то мероприятие будет ночное, что только добавит интриги. Санкт-Петербург ночью ой как  непрост. Не буду раскрывать все секреты, просто шепну про разведенные мосты. Посмотрим, как организаторы гонки воспользуются этой уникальной возможностью города. Не успел на мост – пролетел мимо.

Мы не могли обойти вниманием Великий Новгород. Нас очень тепло встречали в прошлом году, мы возлагали цветы к Могиле Неизвестного солдата, были организованы реконструкции военных событий, в армейских палатках можно было увидеть уникальные артефакты, которые нашли на территории области. И администрация, и губернатор, и все его заместители – все приняли очень активное участие в этом мероприятии. Так сложился календарь ретро-соревнований на 2019 год.

Неужели жители Тулы и Ярославля в этом году действительно ничего не увидят? Ведь так ждут.

Хотя эти города не вошли в официальный календарь, мы оттуда не уходим. В том числе, потому что нас там ждут. Жители всегда рады, ведь многие никогда в жизни в одном месте не видели столько редких классических машин. К тому же ретро-ралли – это всегда красивый праздник, а праздников много не бывает.

Мы долго советовались с участниками, проводили круглые столы, специальное анкетирование. И сейчас мы решаем вопрос о создании новой, младшей серии под названием Трофей РАФ. Обсуждаем календарь этих соревнований, Тула и Ярославль обязательно в него войдут. Кроме того, большой интерес к ретро-гонкам проявляют Смоленск и опять-таки Санкт-Петербург.

В чем будет основное отличие младшей серии? Менее жесткие требования к автомобилям?

Да, мы сделаем некоторые поблажки с точки зрения возрастного ценза. Таким образом, я надеюсь, что наше соревнование еще больше пойдет в массы. Кроме того, хочется привлечь новых участников. Причем молодых, для которых ретро – это Жигули, потому что эти автомобили были в их детстве. Это машины из их истории.

А с точки зрения участника мероприятие будет проще? Ведь ретро-ралли считаются очень сложными,  под силу только настоящим профи.

Действительно, сложные соревнования часто отпугивают. Поэтому Трофей РАФ как младшая серия планируется попроще. Это будет хорошая площадка для новых участников. Но есть еще одно обстоятельство. Надеюсь, более того, рассчитываю, что на этих соревнованиях мы воспитаем новые коллективы организаторов и судей. И тогда талантливых руководителей гонок будет больше, а значит может вырасти и количество этапов Кубка РАФ.

Но и это не все нововведения этого года. Мы уже говорили, что ретро-соревнования не из легких. Бороться с профи не только сложно, но и чего скрывать – малоперспективно. Поэтому для тех участников Кубка РАФ, то есть старшей серии, которые пока не до конца постигли все раллийные премудрости, мы придумали специальный зачет «Gran Turismo». Там тоже будет дорожная книга, и судьи, и пункты контроля времени, но все будет легче и проще, чтобы люди могли проехать всю трассу, финишировать и получить свою минуту славы, а не заблудиться на первом же перекрестке. Конечно, главное не победа, а участие, но согласитесь, как приятно, когда тебе вручают кубок и медаль. Поэтому надеемся, что после у участников «Gran Turismo» появится азарт подучиться, и в следующий раз они смогут перейти в борьбу тяжеловесов.

Кстати, о конкуренции. После финишного КВ все друг другу по-прежнему соперники или все-таки за годы совместных соревнований давно подружились?

Ретро-ралли – это как семья, просто очень большая. Многие выезжают с друзьями, детьми, почти каждое мероприятие проходит под каким-то девизом и устанавливается специальный дресс-код.  Мы стараемся устраивать красивый праздник не только для участников, но и для зрителей. Конечно, мы все дружим и постоянно общаемся, а в прошлом году в Калуге у нас зародилась «подарочная традиция», которую участники успешно подхватили. После этапа экипаж вручает другому экипажу специальный приз. Номинация любая, каждый придумывает сам. Кто-то за то, что пропустил на спецучастке, кого-то награждают за красивый цвет шнурков, кому-то за то, что просто нравится человек или экипаж. Но самое трогательное, что это подарки, сделанные своими руками. Тульские пряники с нарисованными машинками на глазури, сувениры из папье-маше, наливки собственного производства и даже песни. Как говорят, утром в газете, вечером в куплете, а у нас утром на ДС, а вечером в куплете. Я знаю, что команды уже готовятся к новому сезону, создают призовой фонд для соперников.

А теперь серьезный вопрос. Ралли на классических автомобилях проводятся во всем мире, и в других странах законодательно закреплены все нормы. Вы не первый год боретесь за легализацию классических автомобилей, за введение специального стандарта для этих машин. Как сейчас обстоят дела?

Работа идет, хотя может и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Этот вопрос очень важный и сложный. Европа и Америка давно выстроили нормативную законодательную базу, и все живут по этим законам. Только мы как неандертальцы какие-то. У нас на классических машинах те же самые номера, что и на повседневных, мы должны соответствовать сегодняшним требованиям по безопасности и проходить техосмотр. А многие просто не смогут его пройти, потому что конструктивно в некоторых ретро-автомобилях не предусмотрены, например, ремни безопасности. Ни один владелец никогда не будет свою машину сверлить и переоборудовать под современные требования. Мы дорожим своей оригинальностью и аутентичностью. Поэтому нужна законодательная база. Сегодня к этому есть реальные предпосылки.

Почти четыре года группа энтузиастов выстраивала фундамент, чтобы определить, что такое классический автомобиль, по каким критериям он таким признается, кто такие эксперты, которые будут оценивать эти машины, и почему одни могут быть ими, а другие нет. Эта работа легла в основу ряда документов, которые утверждены Советом по спорту РАФ. Благодаря этой работе Росстандарт совместно с НАМИ приняли решение о выпуске ГОСТа на классические автомобили. 

Утвердив его, мы сможем внести поправки в Технический регламент Таможенного союза по безопасности транспортных средств, где будет сказано, о каких машинах идет речь и какие требования к ним выдвигаются.

Затем необходимо внести изменения в Постановление Правительства РФ от 5 октября 2017 г. N 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства».

В этом документе должно быть предусмотрено, что если владелец ретро-автомобиля прошел экспертизу у аттестованного эксперта, то затем в РАФ он получает паспорт классического транспортного средства. На его основании в электронный ПТС вносится отметка, что этот автомобиль имеет такой паспорт, и владелец ставит автомобиль на учет как классический. Наши действия поддерживаются Госдумой, Росстандартом, МВД, Минпромторгом, АО «Электронный паспорт» и НАМИ. 

Сколько еще времени потребуется?

Если мы четыре года выстраивали фундамент, надеюсь, что само здание построим в два раза быстрее. Для себя поставили задачу, что в августе 2019 года ГОСТ должен быть опубликован. Задача с невероятно сжатыми сроками. Работы предстоит еще много, но это не помешает нам в этом году снова и снова создавать ретро-праздник для участников и зрителей. Мы хотим делиться хорошим настроением, красотой и улыбками, поэтому всех ждем на наших соревнованиях Кубка РАФ.

 



« (Предыдущие новости)
(Следующая новость) »