Основное меню

Юрий Лужков: ралли – это спорт для одержимых

В итальянском городе Брешиа финишировала легендарная MilleMiglia. Любители ретро-автомобилей и быстрой езды проехали 1600 км, или 1000 миль, до Рима и обратно. Один из российских участников председатель Комитета классических автомобилей РАФ Андрей Паньковский занял 23 место среди 456  экипажей со всего мира.

В перерыве между ралли Милан-Сан-Ремо и MilleMiglia Андрей Паньковский встретился с одним из участников зарубежных ретро-гонок Юрием Лужковым и задал ему несколько вопросов.

Ралли Милан-Сан-Ремо – не первое ваше международное ралли. В 2008 году вы участвовали в MilleMiglia. Какие у вас в целом впечатления от организации мероприятий на ретро-машинах в Италии?

Не скажу, что я заядлый гонщик, для меня это больше возможность побыть с женой и вместе в чем-то поучаствовать. MilleMiglia – известное в мире мероприятие и считается одной из самых сложных гонок в мире. За три дня нужно проехать 1000 миль, при чем на ретро-автомобилях. Некоторые экземпляры старше самих водителей, я говорю о машинах 30-40-х годов выпуска. Осложняют гонку маленькие городки, где нужно буквально втискиваться в крепостные ворота, настолько они узкие, и горные дороги: старое покрытие, много колдобин, во многих местах нет ограждений, что не очень безопасно. Нужно постоянно следить не только за маршрутом, но и за тем, что происходит перед автомобилем. Иначе ошибка может стоить очень дорого.

Ралли Милан-Сан-Ремо, в котором мы недавно участвовали, по расстоянию меньше, но трасса не легче. В основном, это опять-таки горные дороги. Но не это самое сложное. Организаторы готовят много уловок, которые постоянно держат в напряжении. Скажем, за короткое время нужно пройти небольшой участок и сделать это точно по скорости и по времени, а вслед за этим участком нужно пройти скоростной участок, затем другой – с равномерной скоростью, и так подряд несколько этапов.

Но что касается организации, то она на высоком уровне. Ну, если только получше продумать моменты, связанные с питанием. Времени в перерывах мало, но, бывало, что приезжаешь, а еды нет. Хорошо хоть чай есть. Впрочем, на настроение это не влияет, если честно.

Особенно радует то, как встречают нас, участников, в маленьких городах, через которые мы проезжаем. Это приятное ощущение, что ты даришь людям праздник. Ведь старинные машины – это красота во всем: в форме, в идее, в дизайне. У них есть индивидуальность и характер. И люди это ценят, тем более, что это не один, не два автомобиля, а целая вереница в 50-60 экипажей. 

Одним словом, уставшие, но довольные. Получили заряд бодрости от общения с участниками, и неважно, какое место заняли. Хотя мы очень неплохо выступили и были удостоены кубка.

Вы неизменно принимаете участие в ралли вместе с супругой. Помню, как однажды какой-то корреспондент спросил у Елены Николаевны о впечатлениях после гонки. Тогда у вас был сумасшедший график мэра Москвы, вы виделись нечасто, и она просто ответила, главное, что я с мужем провела три дня рядом.

Для нас ралли – это действительно возможность побыть вместе, хотя уверен, что у других участников так же. Это общение, которого в современном городском ритме так не хватает. Но это и испытания, а они, как известно, могут объединить, а могут рассорить. Это сложная вещь, выбрать точное направление, не заблудиться. Экипаж – это работа двоих как единого целого. Водитель без штурмана, который управляет режимом и навигацией, ничего из себя не представляет. И здесь важно чувствовать друг друга и понимать с полуслова.

Вы много времени проводите за рулем. В чем, на ваш взгляд, разница между управлением современным автомобилем и классическим? Насколько сложнее?

Новая техника, конечно, проще в управлении. Коробка автомат облегчает работу водителя, много электронных помощников, которые подскажут, помогут, может где-то и спасут. Но если говорить именно об управлении автомобилем, то это только на классическом. Есть своя прелесть в том, чтобы правильно переключать передачи. Когда сидишь за рулем машины, которой 70-80 лет, и она работает, это невероятное чувство. Есть целые заводы, которые выпускают детали, как раньше, чтобы восстанавливать ретро-машины. Когда это истинная машина, она ценится, и вызывает у водителя настроение, потому что это не копия, она настоящая.

Будучи мэром, вы и сами были участником и организатором нескольких ралли, и сейчас активно поддерживаете ретро-движение в России. Знаю, что регулярно встречаетесь с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым. В Калуге уже не первый год проводится один из этапов Кубка РАФ. Почему для вас это так важно?

Ретро-ралли – это возможность увидеть практически музейные экспонаты, но не в холодном свете выставочных галерей, а вживую, на улицах города, сфотографироваться рядом на память. Это история, которую можно потрогать. Согласитесь, одно дело смотреть на станок, который работал 80 лет назад, а другое – видеть работающий механизм такого же возраста. Прозвучит пафосно, но я считаю, что участники ретро-ралли несут знания в народ.

У вас очень напряженный график, связанный с сельскохозяйственными работами, у вашей супруги тоже. Планируете ли еще участвовать в ралли в этом году, в России или за рубежом?

Желание есть, и предварительно планируем. Это своего рода наркотик – один раз начал, перестать невозможно – затягивает. И можно объяснить почему. Ралли – это особый вид спорта, это спорт для одержимых людей. Увлекает то, что каждый раз ты встречаешься с такими же одержимыми, с которыми приятно соревноваться.